Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. В нашем ДОУ есть потребность введения в штат тьютора, психолога, логопеда. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Учебные кабинеты/ групповые помещения | Изолированные помещения, принадлежащие каждой детской возрастной группе, полифункциональны, что позволяет создавать условия для разных видов детской активности, с учетом рационального использования пространства. Развитие образовательной среды осуществляется за счёт постоянного обновления и пополнения образовательным оборудованием с учётом возрастных особенностей детей. |
Объекты для проведения практических занятий | Специализированные помещения и кабинеты специалистов ДОУ нет. |
Библиотека, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Cодержит познавательную и справочную литературу, детскую художественную литературу, энциклопедии по разным направлениям работы с детьми, собрание сказок для детей, методическую литературу и пособия по работе с родителями воспитанников. Библиотека ДОУ комплектуется в соответсвии с разделами образовательной программы:
— Программно-методическое обеспечение — Познавательное развитие дошкольников — Речевое развитие дошкольников — Художественно-эстетическое развитие дошкольников — Социально-личностное развитие дошкольников — Физическое развитие дошкольников — Духовно — нравственное и патриотическое воспитание — Игровая деятельность дошкольников — Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса — Театральная деятельность — Развитие и коррекция речи дошкольников — Экологическое воспитание |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Предназначены для проведение физкультурных занятий, зарядок с детьми среднего и старшего возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп. В ДОУ к объектам спорта относятся:
— спортивные уголки в группах, -спортивная площадка на территории ДОУ. |
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Средства для организации образовательной деятельности:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.); аудиовизуальные (слайды, презентации); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, картины, пособия и т.д.); спортивные снаряды; технические средства обучения – ТСО (интерактивные доски, проекторы, ноутбуки) Оборудование по видам детской деятельности: Игровое оборудование для сюжетной игры включает: игрушки-персонажи, игрушки — предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы. Игровое оборудование для игр с правилами включает: оборудование для игр на ловкость, для игр «на удачу», для игр на развитие интеллектуальных особенностей. Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения: набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации; оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы; Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания; Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для общеразвивающих упражнений. |
Специальные условия питания | Необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста является правильная организация питания, обеспечивающая организм энергией и всеми необходимыми ему пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами. Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста – важный фактор процессов роста, совершенствования многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности ребенка. Организация питания в ДОУ предусматривает выполнение режима дня. Качественное сбалансированное питание детей обеспечивается в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами действующего СанПиН. В образовательном учреждении составлено 10 — дневное перспективное меню. Питание обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в детском саду не имеется, поскольку среди обучающихся нет лиц из указанных категорий. |
Cпециальные условия охраны здоровья | Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется на основании соглашения с «Мегино-Алданской врачебной амбулаторией», специально закреплённым медицинским персоналом. В ДОУ имеется инструктор по гигиене. Она наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за охрану здоровья и физическое воспитание детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического режима и качество питания воспитанников. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих). Доступ педагогических работников к информационно -телекоммуникационной сети Интернет и базам данных в Учреждении осуществляется с ноутбуков, который имеется у каждого воспитателя. Также доступ к сети Интернет методист без ограничения времени и потребленного трафика. Заведующий хозяйством также имеет доступ для сдачи отчетов. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Обучающиеся имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), представленным в старшей и подготовительной группе исключительно под руководством педагога.
— интерактивная доска — интерактивное пособие по речевому развитию — интерактивное пособое по познавательному развитию — интерактивное пособое по обучению ПДД Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для педагогических работников выполняют широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении, обеспечивают доступ к различным источникам информации, способствует овладению современными информационными технологиями и способствует повышению квалификации педагогов. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — в учреждении не используются. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации